четверг, 7 ноября 2013 г.

Как я измерял перепады высот на участке гидроувронем


Опишу как я измерял высоты на участке с использованием гидроуровня. Мне кажется получился доволно удобный метод, который может быть кому-нибудь и пригодится.

Для нанесения сетки, в которой нужно измерять высоты, я заготовил дома размеченные 3 шнура по 30 метров (размер нашего участка). На шнурах сделал отметки через каждые 1.2 м с помощью изоленты. Шаг в 1.2 метра обусловлен размером нашего стола на кухне. Очень было с помощью него отмерять вервку :)

Два размеченных шнура натянул по боковым сторонам участка. Третий шнур натягивал паралельно дороге между двумя колышками.  Производил измерения в во всех отметках третьего шнура. После проведения всех измерений передвигал тртий шнур на шаг сетки от дороги, ориентируясь на отметки на боковых шнурах, и снова производил измерения.

Шаг сетки 1.2м оказался слишком частым с нашим небольшим наклоном участка. В результате измерения делал через 2.4. м.  

Точка отнсительно которой я измерял высоты находилась в центре участка, где я забил кол высотой 1.4м. На него подвесил одну из пробирок гидроуровня. Длина шланга гидроуровня в 25 метров позволяла мне достать от центра до всех углов участка (размер участка 30 на 30 м) и сделать измерение.

Воды залил в гидроровень (понадобилось чуть больше литра) столько, чтобы при расположении пробирок на одном уровне, вода оказалась на отметке 0 (посередине пробирок).
Высоту нулевой отметки H0 пробирки над землей я измерил с помощью рулетки.

Для быстрого проведения измерений в точках сетки сделал еще один кол высотой 1.4 метра, на который нанес сантиметровую линейку снизу вверх. В этот кол вкрутил три шурупа - на высоте 140 см, 120 см и 100 см. На один из этих шурупов вешал вторую пробирку гидроуровня. В основном при последовательных измерениях вдоль шнура пробирка у меня висела на одном шурупе.

Для проведения измерения в отметке сетки я втыкал кол с линейкой и висяшей пробиркой в землю рядом с отметкой на шнуре. Снизу я спилил кол наискосок. В результате кол легко втыкался в землю на высоту запила 10 см и дальше уже не втыкался. Это его свойство мне очень понравилось. Благодаря тому, что я втыкал кол в землю при измерении у меня освобождались руки и я мог спокойно посмотреть и записать значения. Плюс пока вода в пробирке устаканивалась я мог подтащить шланг, который постоянно от меня отставал.

При измерении жидкость в пробирке устанавливалась на определенном уровне. Высоту точки измерения я получал как сумму двух измерений h = h0 + dh, h0 - отметка на шкале кола, на котором остановилась вода в пробирке, dh - отметка на шкале пробирки, на которой остановилась вода в пробирке. Значения dh могут быть в диапазоне от -10 до +10. По хорошему надо было записывать оба значения (h0 и dh) в каждой точке измерения. Но я их сразу складывал и записывал результирующую высоту.


Использование таких высоких кольев для центрального и измерительного столба позволяло считывать значения h0 и dh, практически не нагибаясь. Это достаточно важно при проведении большого количества замеров.

Измеренные высоты - это высоты точек измерения относительно нулевой отметки пробирки на центральном коле. После проведения измерений я занес результаты в Excel и пересчитал все высоты, чтобы получить  их относительно точки земли в центре участка, где был воткнут центральный кол. Для этого просто вычел их из измеренной ранее высоты нулевой отметки пробирки в центре участка.

h' = H0-h

При переносе линейки от измерения к измерению я контролировал, чтобы вода не выходила за диапазоны отметок -10 до  +10 в пробирке. Если вода подбиралась к этим отметкам я перевешивал пробирку на линейке либо вверх либо вниз. Приходилось это делать не часто, а только после существенного изменения измеряемых высот. Так что основное время измерительная пробирка висела на одном шурупе измерительной линейки. А я просто втыкал линейку в очередную точку измерения и записывал результаты.

Когда при переносе линейки вода нечаянно выходила за диапазоны -10 +10, вода в одной из пробирок переливалась за края. Тогда приходилось восстанавливать уровень воды, опять совмещая пробирки в центре и доливая чуть-чуть воды.

В результате этого метода измерения мне не приходилось в точке измерения совмешать уровень с нулем отметки пробирки. Пробирка спокойно висела на шурупе на одной и той же высоте от земли. А для проведения измерения достаточно было сложить два числа, отмеченные на линейке и пробирке уровнем воды.

Так как не все сразу у меня гладко получилось, с первого раза мне не удалось измерить перепады по всей сетке участка. Однако в некоторый момент работа пошла и измерения по границам и нескольким прямым я сделал довольно быстро. Думаю, что когда-нибуль я доделаю измерения во всех точках сетки. Но даже сделанные измерения уже позволили мне ответить на основные стоящие на данном этапе вопросы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий