четверг, 9 февраля 2012 г.

Как собирать чемодан и проектировать экскаватор

На своих семинарах, я для иллюстрации часто рассказываю две байки: про сбор чемодана и проектирование экскаватора. Я делаю это для объяснения принципов, которые собираюсь использовать и при фиксации требований к дому. Когда я говорю дом, я на самом деле имею ввиду не просто коробку и инженерные коммуникации. В понятие дом я включаю все что находится на участке и все что находится в доме. Невозможно спланировать дом, не определившись какие вещи будут в нем находиться, как они будут организованы. Так что полная аналогия со сбором чемодана. Домом будут пользоваться не один человек, поэтому "чемодан" надо собирать c учетом их специфических потребностей.

Итак, нам нужно собрать чемодан для поездки в командировку и при этом не забыть важного и не положить лишнего. Возможны несколько подходов. Первый - это сложить в чемодан все, что у тебя есть или что попадется под руку. Второй - открыть пустой чемодан и долго в него смотреть, напрягая голову, думая что туда положить. И третий очень легкий и эффективный подход - прокрутить в голове варианты использования и сценарии использования вещей, которые я положу в чемодан.

Ага, думаю я, мне нужно учесть следующие варианты использования вещей: сон в поезде, время в гостинице, выступление на семинаре, поход в баню и катание на виндсерфинге. Далее рассматриваю сценарии по каждому из вариантов использования. Например, поход в баню. Я прихожу в баню, раздеваюсь, одеваю тапочки, оборачиваюсь простыней, надеваю шапку и иду в парилку. Затем выхожу беру веник и замачиваю его в горячей воде. И так далее. Рассматривая различные сценарии в рамках варианта использования я называю те вещи, которые мне будут нужны. Далее я выбираю из них те, что я повезу с собой, а что я смогу взять на месте. После этого я кладу в чемодан: тапочки, шапку, веник. И перехожу к рассмотрению следующего варианта использования. Когда наберется гора вещей, нужно будет упаковать их по пакетам, сгруппировав их определенным образом. Например, по принципу одновременного использования. Или по принципу - редко используемые и те, что должны быть под рукой. Или по принципу тяжелы вниз, легкие наверх.

Теперь про как проектировать экскаватор, чтобы . У каждой системы есть разные пользователи, интересы которых необходимо учесть. Для одного пользователя важны одни варианты использования, для другого другие. Соответственно и требования на систему будут у них разные. Экскаваторщик, которые использует экскаватор для копки ям (вариант использования) выдвинет требования к устойчивости, размеру ковша, скорости разворота. А бомж, который использует экскаватор для ночевки в летнее время выдвинет требования на величину зазора между землей, возможностью закрепить картонку, чтобы не дул ветер. Начиная проектировать экскаватор необходимо определить классы пользователей, интересы которых мы хотим учесть. Нам надо решить, а хотим ли мы учитывать интересы бомжа.

В реальной жизни я на самом деле часто пользуюсь первым подходом по сбору чемодана, то есть ложу в рюкзак, машину все подряд и особенно не задумываясь. Использование такого подхода при создании дома может обернуться слишком дорого. Все лишнее - это ненужные возможности и дополнительная стоимость. Опять же, забыв учесть что-то важное, потом придется доделывать или переделывать и это опять дополнительная стоимость. Поэтому при создании дома я хочу использовать третий подход.

Следуя вышеописанным рассуждениям, я для начала выписал наши основные занятия, которые связаны с дома. Это как бы бизнес-процессы, которые мы "автоматизируем" системой под названием Дом. Наши занятия позволят получить нам список вариантов использования для дома. И далее можно будет действовать по принципу сборки чемодана. По следующей ссылке я опубликовал начальный список наших занятий, который я будут постепенно наполнять: Наши занятия (бизнес процессы).

Комментариев нет:

Отправить комментарий